Здоровый образ жизни
 

Государственное учреждение образования
«Социально-педагогический центр Слонимского района»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

 

 15.09.2022  Семинар для заместителей директоров по ВР, специалистов СППС учреждений образования.

подробнее...

 

 15.09.2022  Семинар «Современные подходы к разработке политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»

подробнее...

 

 05.09.2022  Практическое занятие "Я и дорога"

подробнее...

 

 02.09.2022  Диспут "О взаимоотношениях юношей и девушек"

подробнее...

 

 31.08.2022  Акция "Соберем детей в школу"

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 231800, Гродненская обл., г. Слоним, ул. Тополевая, 33-2
Телефон: 8(01562) 2-53-63
Электронная почта: 

Регистрационное свидетельство

в БелГИЭ №122612 от 22.12.2015

Регистрационное свидетельство

в НИРУП "ИППС" №4141815372 от 26.04.2018

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Профилактика наркомании

Что такое наркомания?

 Наркомания - болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков и проявляющаяся психической и физической зависимостью от них. Это тяжелое заболевание, которое начинается со случайного (или под влиянием, давлением) приема наркотика с последующим формированием наркотической зависимости. Проблема наркомании уже давно стала всемирной.

 Наркотики — это вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, растения, которые употребляют с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль. Способы употребления наркотиков различны: глотание, вдыхание, введение внутривенно. 

 Наркотики в состоянии за несколько дней поработить волю человека, за несколько лет «выжечь» человека дотла, превратить его в беспомощную машину, вся жизнь которой посвящена поиску новой «дозы» и страху перед очередной ломкой.

 Кроме наркотиков серьезную угрозу представляют и отдельные психотропные средства, которые оказывают такое же сильное действие на центральную нервную систему, как и наркотики. Современные наркотические средства способны сформировать такую зависимость всего в несколько приемов. Последствия этого заболевания чрезвычайно опасны, так как происходят необратимые нарушения функций внутренних органов, нервной системы и деградация личности. Наркоманы подвержены риску заражения и способствуют распространению ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита, венерических болезней и других опасных инфекционных заболеваний. Наркомания представляет угрозу жизни и здоровью не только для отдельного человека. Она представляет опасность для всего общества.

Ответственность за употребление и распространение наркотических средств

 Уголовная ответственность:

 Статья 328 Уголовного Кодекса Республики Беларусь: Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров:

 Часть 1. Незаконные без цели сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

 Часть 2. Незаконные с целью сбыта изготовление, переработка, приобретение, хранение, перевозка или пересылка либо незаконный сбыт наркотических средств, психотропных веществ либо их прекурсоров или аналогов - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 Часть 3. Действия, предусмотренные ч. 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 327-329 или 331 настоящего кодекса, либо в отношении наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в крупном размере, либо в отношении особо опасных наркотических средств или психотропных веществ, либо сбыт наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов на территории учреждения образования, организации здравоохранения, воинской части, исправительного учреждения, арестного дома, в местах содержания под стражей ли в месте проведения спортивных, культурно-массовых либо иных массовых мероприятий - наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества или без конфискации.

 С 1 января 2015 года вступил в законную силу Декрет Президента Республики Беларусь №6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»

 Документом предусмотрено ужесточение ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в виде лишения свободы на срок от 8 до 15 лет с конфискацией имущества или без конфискации. В исключительных случаях, когда из-за употребления наркотических средств гибнут люди, срок лишения свободы может быть увеличен до 25 лет.

 Усилилась ответственность за употребление или появление в общественном месте или нахождение на рабочем месте в рабочее время в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств без назначения врача. За такие действия предусмотрено наложение штрафа в размере от 5 до 15 базовых величин. При повторном нарушении наступает уголовная ответственность.

10 причин сказать наркотикам "НЕТ"

  1. Наркотики не дают человеку самостоятельно мыслить и принимать решения
  2. Наркотики толкают людей на преступления
  3. Наркотики дают фальшивое представление о счастье
  4. Наркотики уничтожают дружбу
  5. Наркотики разрушают семьи
  6. Наркотики приводят к уродству новорожденных детей
  7. Наркотики часто приводят к несчастным случаям
  8. Наркотики являются источником многих заболеваний
  9. Наркотики делают человека слабым и безвольным
  10. Наркотики являются препятствием к духовному развитию

  Слабые люди считают, что наркотики могут помочь  справиться с проблемами.. НАРКОТИКИ НЕ ИЗБАВЛЯЮТ ОТ ПРОБЛЕМ, А СОЗДАЮТ НОВЫЕ

  Наркомания - это болезнь не только физическая, но и нравственная. Наркотики пара­лизуют волю и начинают контролировать человека. Наркоман постепенно теряет свою нрав­ственность, способность мыслить. Теряет друзей, семью, работу; совершает преступления, становится опасным для самого себя и для окружающих.

  Знаете, что самое страшное в наркомании?

  То, что наркоманы слишком поздно понимают, что они не просто «балуются наркотика­ми», а уже зависят от них. Чаще зависимость появляется через 2-3 месяца, но нередко возникает с одной попытки.

  Почему же человек прибегает к употреблению наркотиков?

Чаще от того, что не имеет сил справиться с имеющимися проблемами.

- Тебе трудно... Родители не понимают... Подавляют старшие... Сверстники не хотят общаться... Бросила девчонка...

Почему? Как бороться с этим?

Стоит ли хвататься за наркотики? Ведь от проблем не убежишь - они в самом тебе. Проблемы необходимо решать. Но наркотики - не решение.

 

Причины возникновения наркомании

Одними из главных причин, приводящих к наркомании в среде подростков, являются:

- недостаток любви и внимания со стороны близких людей;

- эксперимент над своим сознанием (этой мотивацией обычно пользуется интеллектуальная молодежь, они довольно образованы, изучают специфическую, психоделическую литературу, принимают все доступные им меры, чтобы не перешагнуть грань зависимости);

- любопытство.

- бунтарство, которое является формой протеста против тех ценностей, которые исповедует общество и семья, особенно, если учесть молодой возраст людей, подверженных этой пагубной страсти. Действуя импульсивно, подростки, прежде чем подумать, совершают поступок, чаще всего неправильный. Они не желают выполнять какие - либо обязанности, во всем ищут удовольствие. Не обладая чувством ответственности, они зачастую вступают в конфликт с теми, кто обладает властью над ними.

- отсутствие интереса к каким - либо занятиям, событиям и другим вещам. Они равнодушно относятся к занятиям в школе и обычно не имеют никаких увлечений. У них нет интереса к будущим событиям, любые личные достижения не представляют никакой ценности.

- серьезные внутренние конфликты, проблемы социализации.

- низкая самооценка, кто считает других лучше себя. Ими преобладает ощущение неудовлетворенности, несчастья, тревоги, скуки, неуверенности себе, депрессия. Они чувствуют себя несчастными дома, им присуща отчужденность и изоляция семье, в отношениях со сверстниками. В таких случаях человек остро нуждается в дополнительном «обезболивании». Но как показывает практика многие убегают в «замены» и замыкаются в неподвижном и иллюзорном мире, который они создали вокруг себя.

- средство борьбы с депрессией. Находясь в состоянии эмоциональных трудностей, многие считают, что употребив наркотики или алкоголь, можно избежать состояния глубокой депрессии. Но обычно алкоголь и наркотики приносят лишь временное облегчение.

Общие признаки начала потребления психоактивных веществ

  • Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
  • Отчужденность, эмоциональное «холодное» отношение к окружающим, скрытность, лживость.
  • Немотивированные эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
  • Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
  • Частые необъяснимые телефонные звонки, уход из дома
  • Эпизодическое наличие непонятного происхождения денежных сумм. Появляется стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
  • Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление с ними подружиться.
  • Наличие атрибутов наркотизации (шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток от таблеток, пакетиков из целлофана или фольги и др.).
  • Изменение аппетита – от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодическая тошнота, рвота.
  • Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражение на коже, слизистых.
  • Беспричинное сужение или расширение зрачков.

Последствия употребления наркотических средств

 Последствия употребления наркотиков можно разделить на три группы: медицинские, психические и социальные.

 К медицинским последствиям относятся:

 Депрессия – состояние угнетенности или тоскливого настроения. Депрессия у наркоманов возникает в период воздержания от приема наркотиков.

 Передозировка – нередкая ситуация в жизни наркомана, особенно при использовании средств и сырья, активность которых выше, чем у тех, что обычно им употреблялись. При передозировке возможна: потеря сознания, остановка дыхания и сердечной деятельности – все это требует экстренной медицинской помощи. Следствием передозировки часто является летальный исход.

 Судороги – одно из проявлений абстинентного синдрома, возникающего в период воздержания от введения наркотика. Когда нет возможности ввести необходимую дозу наркотика, ухудшается сначала общее самочувствие, снижается настроение, затем возникают нарушения со стороны желудка, кишечника, сердечнососудистой системы в виде различного рода болевых ощущений, изменения стула, перебоев в работе сердца.

 Часто у пациентов с наркоманиями отмечаются осложнения и инфекции вследствие нарушений правил асептики при введении наркотиков.

 Воспаления вен – следствие использования нестерильных шприцев и игл или введения препаратов. Воспаление вен в свою очередь может привести к серьезному осложнению – заражению крови.

 Гепатиты парентеральные – воспалительные заболевания печени – очень распространены среди наркоманов. Они вызываются вирусами, который передается от одного наркомана другому через зараженные иглы.

 СПИД. В период «ломки» и непреодолимого влечения к наркотику все мысли и действия человека направлены на немедленное получение дозы в любых условиях, в любом шприце и любой иглой – отсюда опасность заражения ВИЧ-инфекцией.

 Психические последствия:

 Привыкание – отличительный признак наркомании как болезни. Постепенно наркотик становится необходим не только для того, чтобы испытать кайф, но и чтобы просто комфортно себя чувствовать, формируется психическая зависимость.

 Страхи. У наркомана есть множество поводов испытывать страх: страх быть разоблаченным, арестованным, страх за свое здоровье, из-за своих долгов и т.д. Страхи и депрессия – наиболее частые причины срывов в этот период.

 Высокий суицидальный риск. Страхи, депрессии, «ломки» - и все вышеперечисленные негативные последствия наркомании, изматывают психику человека, доводя его до отчаяния. Кажущаяся безвыходность положения толкает человека на самоубийство.

 Социальные последствия:

 Домашние скандалы, потеря друзей: человек, употребляющий наркотики, вынужден постоянно скрывать свое пристрастие от родителей и других людей, все более и более отдаляясь от них. Чем больше стаж употребления наркотиков, тем меньше уже становится круг общения.

 Криминогенность (со всеми вытекающими последствиями: побои, аресты…) больных наркоманиями обусловлена несколькими факторами: потребностью в деньгах для покупки наркотиков, вынужденной связью с торговцами наркотиками (что само по себе является противоправным действием), изменениями личности с характерным морально-этическим снижением. Кроме того, наркоманы могут совершать противоправные действия, находясь в наркотическом опьянении или в психотическом состоянии.

КАК УБЕРЕЧЬ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ?
Информация для родителей

https://disk.yandex.by/d/Txl5v6WloevDwA

ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

     По данным Министерства внутренних дел Республики Беларусь в стране сохраняется устойчивая тенденция омоложения лиц, вовлеченных в незаконный оборот наркотиков. В январе-октябре текущего года число обучающихся, совершивших преступления в этой сфере, не только не снижается, но и имеет тенденцию к значительному росту.

   По состоянию на 01.11.2021 подозреваемыми по уголовным делам, связанным с незаконным оборотом наркотиков, признано 169 лиц (за аналогичный период 2020 года — 55), обучающихся в учреждениях общего, среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

  Эпидемиологическая обстановка оказала существенное влияние на процессы, происходящие в настоящее время в наркосреде. Молодые люди стали активнее реагировать на предложения «легкого заработка», размещенные на различных интернет-площадках, несмотря на понимание незаконности своих действий.

    В связи с этим риски увеличения количества обучающихся, вовлеченных в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, по-прежнему остаются высокими. Необходимо обратить внимание и на тот факт, что несовершеннолетние из разряда потребителей наркотиков, зачастую переходят в состав организованных преступных групп, занимающихся не только сбытом наркотиков, но и организацией нарколабораторий по их изготовлению.

7 октября текущего года в ГУО «СШ № 20 г. Борисова» сотрудниками ОНиПТЛ Борисовского РУВД задержаны четыре ученика 9 класса указанной школы, жители г. Борисова, которые хранили с целью дальнейшего сбыта 34 г особо опасного психотропного вещества мефедрон. В отношении указанных лиц Борисовским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч.З ст. 328 УК Республики Беларусь.

Гродненским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 328 УК в отношении студента УО «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы», 2003 г.р., который в своей квартире организовал лабораторию по изготовлению наркотиков.

В г. Минске 5 ноября сотрудниками ОНиПТЛ Московского РУВД по месту жительства задержана ученица ГУО «Средняя школа №180 г. Минска», у которой обнаружено и изъято 22,7 г особо опасного психотропного вещества альфа-PVP. Возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 328 УЛ. Аналогичное уголовное дело возбуждено 6 ноября в отношении ученицы У0 «Средняя школа №35 г. Минска».

В г. Осиповичи 7 ноября сотрудниками ОНиПТЛ Октябрьского РОВД г. Могилева задержаны учащийся УО «Осиповичский государственный профессионально-технический колледж» и ученик 9 класса ГУО «Средняя школа № 2 г. Осиповичи», которые хранили с целью дальнейшего распространения 99 г особо опасного психотропного вещества. Установлено, что обучающиеся работали на специализированный интернет-магазин по продаже наркотиков и должны были разложить наркотик по закладкам. За вовлечение ученика 9 класса в преступную деятельность, связанную с незаконным оборотом наркотиков, его старший «товарищ» получил от интернет-магазина в качестве бонуса 250 долларов США.

Особую обеспокоенность и тревогу вызывает то обстоятельство, что потребление наркотиков учениками в немедицинских целях становится причиной их гибели.

07.07.2021 в УЗ «Городская клиническая больница скорой медицинской помощи» с диагнозом «наркотическое отравление» доставлен ученик 11 класса ГУО «Средняя школа №92 г. Минска», который 18.08.2021, не приходя в сознание, скончался.

СДЕЛАЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

    Если ты конфликтуешь со сверстниками; тебя не понимают родители; ты не уверен в себе, испытываешь психологический дискомфорт; тебе одиноко и рядом нет человека, готового выслушать и понять тебя. Ты всегда можешь позвонить по номеру 80156225614.

   Мы поможем найти верный выход из сложившейся ситуации!

"Жизнь стоит того, чтобы жить!"                     

       В чём ценность человеческой жизни? Чтобы понять это, человеку дана огромная сила для преодоления любых жизненных испытаний. В моменты, когда тебя одолевают депрессия, чувство одиночества, тебе кажется, что ты в безвыходной ситуации – именно в такие моменты стоит осознать, что твой кажущийся жизненный тупик, вовсе не является таковым.

     Выход есть всегда – измени свой угол зрения на мир и твоя жизнь изменится. Это на своём жизненном примере показали многие люди. В тебе, как и в миллиардах других людей, есть сила жить, есть воля её созидать.

1. Прежде всего, улыбайся – широко, весело от всей души. Расправь плечи. Дыши глубже. Попробуй спеть куплет из какой-нибудь весёлой песни. Физически невозможно быть унылым и подавленным, если ты надел маску счастливого человека.

2. Засучи рукава и займись делом. Работа – дешёвое и одно из самых лучших лекарств на земле.

3. Объяви войну скуке у себя дома. Пусть каждый день будет хоть самый маленький, но праздник. Скука рождается, когда умирает игра. Начни бороться за своё счастье на основе оптимистического мышления, и ты будешь счастлив.

 Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.      Б. Спиноза

    Жизнь не посылает испытаний выше твоих сил, значит, ты можешь найти выход из любой трудной ситуации или попросить помощи у других.

    Ты наделён правом Выбора, и от тебя зависит решение, каким мыслям отдавать своё ценное внимание. От того, как ты научишься себя контролировать и постоянно переключаться на позитивные мысли, зависит и твоя дальнейшая жизнь. А благие поступки укрепят твою веру и даруют прочную основу жизни на стороне добра, пребывая на которой, не страшны никакие жизненные испытания.

   Всё в твоих руках! Ты капитан своего корабля и в твоих силах выбрать курс в направлении настоящей ЖИЗНИ!

   Выход из любой жизненной ситуации с пользой,  как для человека, так и для окружающих, существует всегда. Нужно лишь запастись ценными знаниями, силой воли, терпением и ЖЕЛАНИЕМ  ЖИТЬ.

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Ощути её.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни её.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай её.

Жизнь – долина слёз. Преодолей её.

Жизнь – это песня. Допой её до конца.

Жизнь – это борьба. Стань борцом.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в неё без страха.

Жизнь такая интересная – не разобрать её.

Это твоя жизнь. Завоюй её!

 

 

Как подростки могут защитить своё психическое здоровье во время пандемии коронавируса (COVID-19)?

   Подростковый возраст – сложный период жизни человека, а коронавирусная инфекция (COVID-19) делает его еще более трудным. Из-за пандемии коронавируса многие подростки вынуждены отказаться от значимых событий в их юной жизни, включая ежедневное общение с друзьями и посещение школы. Подросткам, привычный ход жизни которых меняется из-за распространяющегося заболевания, и которые испытывают тревогу, разочарование и чувствуют себя изолированными, следует помнить: они не одиноки. 

1. Признайте, что ваше беспокойство – абсолютно нормальная реакция 

Если закрытие школ и тревожные заголовки вызывают у вас беспокойство, знайте, что вы не одиноки. На самом деле, именно такие эмоции вы и должны испытывать. Ваше беспокойство поможет вам принять решение, которое является единственно правильным в конкретный момент, например не проводить время с другими людьми или в больших группах, мыть руки и не притрагиваться к своему лицу. Такие чувства помогут защитить не только вас самих, но и других. 

   Если вы обеспокоены тем, что у вас появились симптомы болезни, необходимо поговорить об этом с вашими родителями. Имейте в виду, что болезнь, связанная с COVID-19, обычно протекает в лeгкой форме, особенно у детей и молодых людей. Также важно помнить, что многие симптомы COVID-19 поддаются лечению. 

  Уведомите родителей или другого взрослого человека, которому вы доверяете, о своем плохом самочувствии или обеспокоенности в связи с вирусом, с тем чтобы получить от взрослых помощь. 

  И помните: «Есть много эффективных способов защитить себя и окружающих и испытать уверенность в том, что ситуация находится под контролем. К ним относятся следующие: часто мыть руки, не прикасаться к лицу и практиковать социальное дистанцирование».

2. Методы отвлечения   

«Психологам известно, что, попав в длительные сложные жизненные обстоятельства, очень полезно разделить проблему на две категории: к первой относится то, что мы можем сделать, чтобы решить проблему, а ко второй – то, что не поддается нашему контролю».

Сейчас многое попадает во вторую категорию, и это нормально. Но есть метод, который поможет справиться с проблемой, – это метод отвлечения.Чтобы успокоиться и обрести баланс в повседневной жизни: заняться домашними делами, посмотреть любимый фильм или почитать в постели роман. 

3. Найдите новые способы общения с друзьями 

   Если вы хотите проводить время с друзьями, практикуя метод социального дистанцирования, социальные сети – отличный способ общения. 

    Однако постоянное времяпрепровождение перед монитором и/или в социальных сетях – не самое лучшее решение. Это вредно для здоровья, нерационально и может усугубить чувство тревоги, составьте расписание часов, которые вы будете проводить за компьютером. 

4. Сосредоточьтесь на себе 

Вы хотели научиться чему-то новому, начать читать новую книгу или попрактиковаться в игре на музыкальном инструменте? Сейчас для этого самое подходящее время. Сосредоточенность на себе и поиск способов провести с пользой для себя появившееся свободное время – это продуктивный способ позаботиться о своeм психическом здоровье. 

5. Проживите свои чувства 

Человек испытывает сильное разочарование, когда он не может принимать участие в мероприятиях с друзьями, заниматься своим хобби или посещать спортивные матчи.  Что же является лучшим способом справиться с разочарованием? Разрешите себе прожить его. «Когда речь идет о причиняющем боль переживании, то единственный выход из ситуации – прочувствовать данную эмоцию. Если вам грустно, – позвольте себе грустить, и вы быстрее почувствуете себя лучше». 

Каждый справляется со своими эмоциями по-разному. «Одни дети могут заняться искусством, другие захотят поговорить со своими друзьями и разделить с ними общую грусть, испытав при этом чувство сопричастности и единения в период, когда личное общение невозможно. 

6. Будьте добры к себе и к другим 

Некоторые подростки сталкиваются с травлей и насилием в школе из-за коронавирусной инфекции. Активная позиция свидетелей таких нарушений – наилучший способ справиться с любым видом травли. 

  Если вы стали свидетелем издевательств над другом, поговорите с ним и попытайтесь предложить поддержку. Бездействие может заставить человека думать, что целый мир ополчился против него и что никому нет до него дела. Ваши слова помогут изменить ситуацию к лучшему.

И помните: сейчас как никогда мы должны думать о том, что информация, которой мы делимся, или слова, которые мы говорим, могут причинить боль другим людям. 

 

Мировоззрение человека, его личностные качества – главная причина жизненной устойчивости. 

Причины, разрушающие здоровье педагога:

  • неумение принимать жизнь такой, какая она есть, без критики и протеста;
  • неумение жить в данный момент, считая его главным в жизни;
  • наличие высоких жизненных притязаний, не соответствующих возможностям человека;
  • неумение найти место в жизни, которое позволяло бы получать удовлетворение от факта существования, от своей профессии и тем самым сохранить здоровье.
  • неумение противостоять стрессам;
  • отсутствие управления своими эмоциями;
  • неумение вырастить в себе и освоить эмоцию радости.

Выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной сис­темы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания

  1. Регулярный отдых, баланс работа-досуг. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между работой и домом начинают стираться и работа занимает большую часть жизни. Необходимо иметь свободные вечера и выходные (не брать работу на дом).
  2. Регулярные физические упражнения (как минимум 3 раза в неделю по 30 минут). Нужно искать такие виды активности, которые будут нравиться (прогулки, бег, танцы, велосипед, работа в саду, на дачном участке и т.д.), иначе они будут восприниматься как рутинные и не дадут должного эффекта.
  3. Полноценный сон как важнейший фактор, редуцирующий стресс. Чтобы просыпаться отдохнувшими, в среднем необходимо спать 7-8 часов. Сон считается хорошим, когда люди просыпаются отдохнувшими, чувствуют себя энергичными днем и легко пробуждаются утром, когда звонит будильник.
  4. Необходимо создание, поддержание «здорового рабочего окружения», когда осуществляется планирование очередности, срочности выполнения дел, управление своим временем и др. Организация своей работы: частые, короткие перерывы в работе (например, по 5 минут каждый час), которые более эффективны, чем редкие и длительные. На работу лучше приготовить легкий завтрак, чем голодать весь день и переедать по вечерам. Несколько глубоких вдохов с медленным выдохом могут противодействовать немедленной стрессовой реакции или панической атаке. Желательно сократить потребление кофеина (кофе, чай, шоколад, кола), так как кофеин является стимулятором, способствующим развитию стрессовой реакции. 
  5. Необходимости делегировать ответственность (разделять ответственность за результат деятельности с коллегами, учениками). Выработка умения говорить «нет». Те люди, которые придерживаются позиции «чтобы что-то было сделано хорошо, надо это делать самому», напрямую идут к «выгоранию».
  6. Наличие хобби и интересов вне работы позволяет снять напряжение, возникающее на работе. Желательно, чтобы хобби давало возможность расслабиться, отдохнуть.

Рекомендации:

  • Начните день с расслабляющего ритуала. Вместо того, чтобы сразу после пробуждения вылезать из постели, попробуйте проводить сеанс, по крайней мере, пятнадцати минутной медитации, делать лёгкие растягивающие упражнения, или читать что-то, что вас вдохновляет.
  • Начните питаться здоровой пищей, займитесь спортом и примите здоровые привычки сна. Правильное питание, регулярные занятия физической зарядкой, достаточный отдых позволит вам получить массу энергии, сделает вас более гибким для решения ежедневных задач и обязанностей.
  • Установите границы. Не перенапрягайте себя. Научитесь говорить «нет» в ответ на просьбы, которые отнимают у вас время и которые вам выполнять совершенно не хочется. Если вы находите это трудным, напомните себе, что один ответ нет, на нежеланную просьбу, освобождает время для того, чтобы сказать «да» чему-то более важному и более желанному.
  • Создайте ежедневный отдых от технологий. Установите время на каждый день, когда вы можете полностью отдохнуть от техники. Уберите ваш ноутбук, выключите телефон, перестаньте проверять электронную почту. Скройтесь от этой вечно шумящей и испускающей электромагнитные волны техники.
  • Питайте свою творческую сторону. Творчество является мощным противоядием от выгорания. Попробуйте что-то новое, начните забавный проект или возобновите любимое хобби. Выберите мероприятие, которое не имеет ничего общего с работой.

Упражнения для релаксации

1. Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату вдоль стен, а затем проделайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

2. Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

3. Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза.

4. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением.

Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела — с попеременным напряжением и расслаблением.

5. Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног — от пяток до бедер. В течение нескольких секунд. фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза.

6. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног.

Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать.

7. Следующие упражнения идентичны упражнению, описанному выше, но относятся к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб).

8. В заключение мысленно «пробегитесь» по всем мышцам тела — не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным.

9. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. Долго лежите на спине — спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию — и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии.

 

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение (если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам», как описано в пункте 3.

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1-2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений.

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

                         

                   «Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что происходит». Монтень
                                                                                                                                                                                                                                                                                        

   Профилактика стресса - важное условие для сохранения эмоционального здоровья. Предлагаем вам способы контроля над неприятными переживаниями:

учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни;

концентрируйтесь на положительных мыслях и воспоминаниях;

используйте способы переключения (составьте список того, что вас радует и понаблюдайте за этими событиями, явлениями);

освободитесь от отрицательных эмоций (поколотите подушку, примите душ);

больше улыбайтесь (смотрите комедии, улыбайтесь прохожим);

занимайтесь физическими упражнениями;

будьте благодарны за то, что имеете (благодарность – хороший способ профилактики стресса (вместо постоянного недовольства, начните получать радость от того, что имеете);

занимайтесь аутогенными тренировками ежедневно в течение 10-30 минут;

в выходные смените обстановку (запишитесь на фитнес, танцы, курсы, найдите для себя хобби);

бывайте на свежем воздухе ежедневно в течение 1 часа;

невозможно быть совершенством во всем (не живите в вечном страхе, что вы хуже других, усилие достичь невероятных высот часто ведет к болезненным поражениям);

используйте «антистрессовые» продукты (бананы, шоколад, овсянка, лосось, семечки, перец чили).

не оставайтесь наедине со своими неприятностями (говорите с членами семьи, коллегами, друзьями о том, что вас беспокоит);

обратитесь за помощью к педагогу-психологу.

     Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды и потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.

 

Насторожитесь, если у вашего ребенка проявляются следующие признаки в психологическом состоянии и поведении

1.Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия в деятельности, которая раньше нравилась.

2.Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.

3.Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.

4.Изменения сна и/или аппетита.

5.Вялость, хроническая усталость.

6.Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.

7.Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.

8.Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

   Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы. Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.

С целью профилактики родителям необходимо:

не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;

анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;

учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...»;

воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;

не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;

не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы;

обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов;

записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.

В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:

1.Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо. Заключение его в объятия позволяет одновременно оценить, насколько серьезно психически травмирован ребенок.

2.Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.

3.Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим». Следует объяснить сложившуюся ситуацию с другой точки зрения, давая грамотную оценку происходящим событиям и пути выхода из неё. Если выход из данной ситуации не очевиден, следует вместе с ребенком обратиться за помощью к специалисту.

4.Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.

5.Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось. Готовность родителей защитить ребенка от * несправедливости покажет ему, что он не одинок. Родителям необходимо дать почувствовать ребенку, что он им не безразличен и очень дорог и что родители его действительно очень любят.

6.Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.

7.Следует критически рассмотреть отношения в семье, с ребенком и сменить стиль общения во избежание трагедии. Необходимо все бросить и заняться жизнью ребенка, за которого родители несут ответственность. Родители обязаны помочь ребенку в период становления личности разобраться в главном, научить преодолевать трудности, создать перспективу, просто посочувствовать ему и принять его таким, каков он есть.

Помните: для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...

Основные принципы разговора с ребёнком, находящимся в кризисном состоянии

•        Успокоиться самому.

•        Уделить всё внимание ребёнку.

•   Вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет.

•        Избегать нотаций, уговаривания, менторского тона речи.

•     Дать ребёнку возможность высказаться и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.

Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки

1)Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2)Активное слушание. Пересказать то, что ребёнок рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя поняп(а), что ...?»

3)Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»

4)Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг.

5)Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии

1.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?...». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»

2.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Все кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе».

3.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем- нибудь другом».

4.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»

5.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»

6.ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит, ты недостаточно постарался!»

     Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) вы обнаруживаете у подростка признаки наличия депрессивного состояния, не стоит трактовать их как возрастной кризис, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к неврологу или детскому психиатру для оценки состояния и оказания своевременной помощи.

  "Жизнь стоит того, чтобы жить!"                                           

 В чём ценность человеческой жизни? Чтобы понять это, человеку дана огромная сила для преодоления любых жизненных испытаний. В моменты, когда тебя одолевают депрессия, чувство одиночества, тебе кажется, что ты в безвыходной ситуации – именно в такие моменты стоит осознать, что твой кажущийся жизненный тупик, вовсе не является таковым.

     Выход есть всегда – измени свой угол зрения на мир и твоя жизнь изменится. Это на своём жизненном примере показали многие люди. В тебе, как и в миллиардах других людей, есть сила жить, есть воля её созидать.

1. Прежде всего, улыбайся – широко, весело от всей души. Расправь плечи. Дыши глубже. Попробуй спеть куплет из какой-нибудь весёлой песни. Физически невозможно быть унылым и подавленным, если ты надел маску счастливого человека.

2. Засучи рукава и займись делом. Работа – дешёвое и одно из самых лучших лекарств на земле.

3. Объяви войну скуке у себя дома. Пусть каждый день будет хоть самый маленький, но праздник. Скука рождается, когда умирает игра. Начни бороться за своё счастье на основе оптимистического мышления, и ты будешь счастлив.

 Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала своё хорошее настроение.      Б. Спиноза

    Жизнь не посылает испытаний выше твоих сил, значит, ты можешь найти выход из любой трудной ситуации или попросить помощи у других.

    Ты наделён правом Выбора, и от тебя зависит решение, каким мыслям отдавать своё ценное внимание. От того, как ты научишься себя контролировать и постоянно переключаться на позитивные мысли, зависит и твоя дальнейшая жизнь. А благие поступки укрепят твою веру и даруют прочную основу жизни на стороне добра, пребывая на которой, не страшны никакие жизненные испытания.

   Всё в твоих руках! Ты капитан своего корабля и в твоих силах выбрать курс в направлении настоящей ЖИЗНИ!

   Выход из любой жизненной ситуации с пользой,  как для человека, так и для окружающих, существует всегда. Нужно лишь запастись ценными знаниями, силой воли, терпением и ЖЕЛАНИЕМ  ЖИТЬ.

Жизнь – это возможность. Воспользуйся ею.

Жизнь – это красота. Увлекайся ею.

Жизнь – это мечта. Ощути её.

Жизнь – это вызов. Прими его.

Жизнь – это обязанность твоя насущная. Исполни её.

Жизнь – это игра. Стань игроком.

Жизнь – это богатство. Не разбазаривай его.

Жизнь – это приобретение. Охраняй его.

Жизнь – это любовь. Насладись ею сполна.

Жизнь – это тайна. Познай её.

Жизнь – долина слёз. Преодолей её.

Жизнь – это песня. Допой её до конца.

Жизнь – это борьба. Стань борцом.

Жизнь – это бездна неизвестного. Входи в неё без страха.

Жизнь такая интересная – не разобрать её.

Это твоя жизнь. Завоюй её!

 

Плюсы и минусы гаджетов

Жизнь «преподнесла» нам серьезную  психологическую проблему - зависимость от гаджетов  (от англ. gadget, что обозначает «техническая новинка»). Это многие устройства: смартфоны, электронные книги, ноутбуки и ультрабуки, планшеты, музыкальные плееры, игровые консоли и другое. Ситуация сложилась на самом деле абсурдная: гаджеты созданы, чтобы служить человеку, а на деле они часто подчиняют человека себе. Особенно опасно, когда появляется зависимость от гаджетов у детей.

 Специалисты разных стран, изучая гаджет-зависимость у детей, проводили эксперименты, ограничив определенные возрастные группы школьников и молодежи в использовании любых технических устройств на разный период (от 8 до 24 часов). Выяснилось, что подавляющее большинство не смогли провести время без своих гаджетов. Более того, у них наблюдались тревожные симптомы: растерянность, депрессия, агрессия. Некоторые испытывали состояние сродни ломке. Об этом говорят опыты, проведенные учеными Америки, Великобритании, Китая, России. Психологи утверждают, что зависимость от гаджетов может превратиться в серьезную проблему общества.

Давайте рассмотрим плюсы и минусы от гаджетов для детей.

К плюсам от использования ребёнком гаджетов  относят следующее:

ребёнок с детства учится пользоваться техникой

можно занять ребёнка в очереди, в транспорте

можно обучаться по развивающим программам (так можно выучить буквы, цифры, различные понятия), смотреть развивающие мультики, читать книги и т.д.

возможность,  играя учить иностранный язык

Зависимость детей от модных гаджетов имеет ряд негативных последствий.

К ним можно отнести такие:

портится зрение, особенно если смотреть в экран при движении транспорта;

не развиваются в должной мере коммуникационные навыки у ребёнка (он мало общается со сверстниками, а много сидит с гаджетом);

дети не ценят время, легко расходуют его на игры, социальные сети, а не полезные дела, обучение, развитии, к тому же они лентяйничают в вопросах помощи родителям по дому и т.д.;

активно расходуется семейный бюджет (дети не ценят деньги родителей, требуют покупать всё новые модели гаджетов, чтобы было не хуже, чем у других).

При работе за компьютером основная нагрузка приходится в первую очередь на глаза и на спину, по этой причине выбирайте офисные кресла и стулья они удобнее, чем обычный стул.  Некачественное программное обеспечение, неудобный подбор цветовой гаммы, шрифтов, неверная организация рабочего места и неправильное расположение монитора оказывают негативное влияние на зрение. Появляются проблемы с глазами: быстрая утомляемость, жжение, боль. В современном мире доступ к компьютеру открыт не только каждому взрослому и подростку, но и маленьким детям. Для того чтобы заняться домашними делами, родителям очень удобно на несколько часов усадить своего ребенка за компьютерные игры. В итоге к вечеру ребенок становится неуправляемым, находится в чрезмерно возбужденном состоянии, его трудно уложить спать, а ночью он будет постоянно просыпаться или кричать во сне. Не стоит забывать и о вредном излучении, которое крайне не безопасно для маленьких детей. 

Для того чтобы уберечь ребенка от негативного влияния компьютера, следует соблюдать некоторые правила безопасности работы с современной техникой.

1) компьютер нужно ставить к стене задней стенкой;

2) ежедневно проветривайте и производите влажную уборку помещения, в котором находится компьютер;

3) рабочее место должно быть хорошо освещено; 

4) по возможности, для увлажнения воздуха, рекомендуется поставить рядом с компьютером аквариум;

5) обязательно подберите удобный комплекс упражнений и выполняйте гимнастику для глаз.

Рекомендации родителям по профилактике вредных привычек у подростков. 

      Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. К такой встрече ребёнка надо готовить заранее. Воспользуйтесь несколькими простыми рекомендациями.

Разговаривайте с ребёнком о наркотиках, курении и алкоголе.

Эксперты утверждают. Что разговор о наркотиках - первая ступень помощи детям. Помните, что нет возраста, когда ребёнок не нуждался бы в объективной информации о наркотиках и объективных последствиях злоупотребления ими. Задача таких бесед не только в доведении до ребёнка информации о наркотической опасности, но и в установлении доверия, открытости по вопросам о наркотиках.

Учитесь слушать.

 Ребёнок должен знать, что вам интересен его внутренний мир, его переживания и тревоги. Постарайтесь понять, что его беспокоит, какие проблемы он решает в настоящее время. Попытайтесь вместе с ним найти выход из проблемы. Никогда не используйте информацию, полученную от ребёнка, во вред ему.

Давайте советы, но не давите советами.

Подумайте о своём примере.

 Трудно поверить, что кто-то поверит советам родителям, которые сами злоупотребляет курением, алкогольными напитками или наркотиками. Не забудьте, что даже невинные пороки требуют объяснения ребёнку.

Поддерживайте в ребёнке самоуважение и думайте о его самореализации.

Пожалуй, это самое важное и трудное.

Подростки, принимающие участие в семейных ужинах, менее склонны к вредным привычкам

Подростки, которые ужинают в кругу семьи менее двух раз в неделю, более склонны к вредным привычкам. Такую взаимосвязь установили ученые из Национального центра по борьбе с зависимостью и злоупотреблением алкоголем и наркотиками при Колумбийском университете.

В ходе исследования, выяснилось, что вероятность употребления наркотиков подростками, не принимающими участия в семейных ужинах, возрастает как минимум в два раза. Кроме того, половина подростков, которые ужинают дома лишь один или два раза в неделю, склонны к употреблению алкогольных напитков. 

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку не попасть в беду:

— Чаще завтракайте, обедайте, ужинайте всей семьей. 
— Организовывайте семейные поездки, которых дети ждали бы с нетерпением. 
— Поощряйте детей к выражению своих чувств (злость, грусть, радость и др.) и не заставляйте их скрывать. 
— Больше доверяйте своим детям. 
— Не заставляйте детей чувствовать, что их ошибки неисправимы. 
— Никогда не угрожайтё детям: «Если ты когда-нибудь попробуешь курить, то я не буду тебя любить и откажусь от тебя!»
— Чаще давайте возможность детям принимать самостоятельные решения.

 — Внимательно слушайте то, что говорят ваши дети. 
— Никогда не наказывайте детей в присутствии других и чаще хвалите их, чтобы укрепить хорошее поведение.

О профилактике употребления психоактивных веществ в подростковом возрасте

    Злоупотребление психоактивными веществами является одной из наиболее острых проблем современного общества и справедливо считается социальным бедствием.

 Наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей ПАВ. Поэтому профилактическую работу необходимо проводить до наступления критического возраста, то есть не позднее, чем в подростковом возрасте. Многие педагоги считают, что профилактическая работа может проводиться уже начиная с младшего школьного возраста.

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» -  это золотое правило медицины, которое приобретает особое значение, когда речь заходит об употреблении детьми психоактивных веществ.

      В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно «познают мир»,  торопятся жить,  в то же время они еще доверчивы и уязвимы.

      У подростков развивается потребность во внимании  к себе,  обостряется реакция на мнение значимой референтной группы, усиливается чувство собственного достоинства и максимализма. Также в этот период формируется система ценностей, переосмысливается уже накопленный опыт, вырабатывается определенная жизненная позиция, отношение к людям, обществу, миру и к своему месту в нем.

      Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с психоактивными веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях.

     Для того, чтобы желания попробовать алкоголь, наркотические вещества не возникло необходимо сформировать устойчивость к негативному влиянию социальной среды.

     Чем раньше  подросток начнет учиться общаться с окружающими, правильно вести себя в конфликтных стрессовых ситуациях, справляться с собственными чувствами, находить способы самореализации, тем меньший соблазн для него будут представлять психоактивные вещества.

     Но подростки редко применяют чужой опыт на себя, не доверяют цифрам, продолжая набивать шишки на собственных ошибках.

      Употребление психоактивных веществ очень быстро вовлекает ребят в зависимость, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана, следствием которого могут явиться безнадзорность, совершение преступлений, проблемы со здоровьем и др.

     Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия. Профилактика употребления ПАВ – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни.

      Очень важно, чтобы ребенок получал достоверную информацию о пагубном влиянии психоактивных веществ от педагога, родителей, а не от окружающей его социальной среды и был заранее подготовлен к адекватному восприятию жизненных явлений (первые личные драмы, ссоры, предательство и др.), у него было организовано свободное время (кружки, секции и др.)   

Вопрос:  Каковы основные причины приобщения подростков к курению, алкоголю и наркотикам?

  Результаты обследования школьников, употребляющих психоактивные вещества, позволяют составить рейтинг причин, которые, по мнению самих подростков, сыграли решающую роль в их приобщении к их употреблению.

1. Желание походить на друзей, знакомых, соответствовать своей группе сверстников.

2. Желание испытать те приятные ощущения, которые так расхваливают друзья, знакомые, имеющие опыт курения, приема алкоголя и наркотиков.

3. Любопытство, стремление испытать себя в новой, почти экстремальной ситуации.

4. Желание пережить эмоционально приятное состояние "кайф".

5. Влияние старшего по возрасту или значимого для подростка человека.

6. Стремление забыться, расслабиться, снять напряжение, неприятное ощущение.

7. Демонстративный протест.

Вопрос:  Влияет ли образ жизни родителей, семейная обстановка на формирование зависимостей?

   У детей из социально неблагополучных семей с неудовлетворительными бытовыми условиями, родители которых  не работают, склонны к злоупотреблению спиртных напитков больше шансов приобщиться к употреблению ПАВ, так как в таких семьях дети, как правило,  предоставлены сами себе, у них неорганизованна досуговая деятельность, бесконтрольное общение в социуме). Такие дети не успевают в школе и не желают учиться. Подростки, которым школа ненавистна и которые не стремятся продолжать обучение в ней, терпят неудачи в учебе, имеют большую склонность к курению, алкоголю и наркотикам.

   Но, наряду с этим, проблемы могут возникнуть и в благополучных семьях, где родители уделяют должное внимание воспитанию, обучению и содержанию детей.

Уважаемые родители!

Если вы столкнулись с вышеуказанными проблемами или у вас есть сомнения или подозрения в поведении вашего ребенка обязательно обратитесь за помощью к специалистам СППС школ или приходите к нам  в Социально-педагогический центр Слонимского района», где мы окажем квалифицированную помощь в решении проблем. 

Как быть, если подросток начал курить?

      В первую очередь, примите это известие, попробуйте его «переварить»,  успокойтесь, а уже потом приступайте к разговору  и размышлению над тем, что делать в подобной ситуации. А вариантов поведения, на самом деле, огромное множество. Выбор же самого подходящего зависит от нескольких факторов: особенностей подростка, причины его поступка, психологической атмосферы в семье. Что же делать, если ребёнок попробовал курить?

1.      Прежде всего, постарайтесь узнать, почему он начал курить, что стало основным мотивом подобного поведения. Однако важно не просто получить ответ от ребёнка, а выяснить, понимает ли он сам, что стало причиной курения, насколько это опасно для его здоровья.

2.      Не нужно начинать серьёзный разговор с апелляции к его возрасту, мол, «ты ещё слишком мал, чтобы курить и вообще что-то решать». Это самое непродуктивное начало беседы, поскольку ребенок начнёт делать назло, чтобы доказать свою взрослость. Напротив, разговаривайте с ним, как со взрослым человеком, приводя аргументы.

3.      Если причина заключается в желании казаться более взрослым, то постарайтесь доказать, что это возможно и без никотиновой зависимости. Примером может стать какой-либо авторитетный персонаж – музыкант, актёр или великий спортсмен, который не курит и активно об этом распространяется.

4.      Если вы и сами курите, наступило время покончить с привязанностью к сигаретам. Можно предложить ребёнку делать это вместе – бросать курить всегда проще в компании. Расскажите ему, что отказаться от привычки гораздо проще на первых порах, приведите в пример успешно справившихся с зависимостью знакомых, обсудите, что нежелание взрослых бороться с привычкой показывает слабость характера.

5.      Представьте достоверные медицинские данные, которые наглядно показывают опасность никотина для детских лёгких и других органов. Посмотрите документальные фильмы, рассмотрите картинки (желательно обойтись без «чернухи»). Слово «рак» пока ничего не говорит для детей, поэтому сделайте акцент на последствиях для голосовых связок, кожных покровов и зубной эмали.

6.      Если ребёнок начал курить из-за скуки, найдите вместе с ним какое-нибудь занятие, которое займёт большую часть его свободного времяпрепровождения, так что на желание подымить не останется времени. Обязательно узнайте, что интересно самому подростку – например, музыка, рисование. Лучший выход, как мы уже писали выше, заняться спортом, поскольку спортсменам просто нельзя курить. А оставшееся от тренировок время можно занять совместными походами и путешествиями.

7.      Обязательно отслеживайте приятельские связи несовершеннолетнего. Однако не следует запрещать видеться с компанией, иначе вы добьётесь обратного результата. Лучше узнайте, чем привлекает ребенка общение с этими конкретными детьми. Узнав, почему он стремится именно к ним, вы сможете направить его энергию в нужно русло и попутно изменить своё поведение. Не секрет, что именно родительская занятость зачастую толкает подростков на пробование чего-то нового и желание выделиться в толпе ровесников.

8.      Альтернативный способ – предоставить подростку полную ответственность за собственное здоровье. Узнали, что ребёнок начал курить? Притворитесь, что вам всё равно и пусть он сам принимает решение о курении сигарет. Обычно дети, услышав такие слова от взрослых, почти сразу отказываются от плохой привычки, ведь теперь она стала разрешённой, открытой, а, значит, сейчас этот плод уже не столь запретен и сладок.

9.      Проанализируйте семейную обстановку, поскольку эмоциональное неблагополучие в доме часто проявляется пристрастием детей к сигаретам. Даже при внешнем лоске ребёнок чувствует свою ненужность, неудовлетворённость ролью в ячейке общества. Вероятно, он начал курить или только пробует закуривать, чтобы привлечь ваше внимание.

10.    Если после конструктивного разговора подросток пообещал бросить курить, оказывайте всецелую поддержку. Регулярно интересуйтесь, как он себя чувствует, не хочется ли ему опять взять в руки сигарету. Подбадривайте и хвалите ребёнка за каждый день, который он провёл без никотина. Это его и ваша маленькая победа!

11.    Если никакие предложенные рекомендации не помогают и вы боитесь, что ребенок может пристраститься не только к сигаретам, обратитесь за квалифицированной психотерапевтической помощью. Психолог проанализирует вашу ситуацию и даст конкретный совет, подходящий именно вам. Только делайте всё аккуратно, чтобы ребёнок не воспринял ваше желание негативно.

Только доброжелательное отношение и ваше терпение помогут отыскать нужный подход к подростку, который курит. Откажитесь от криков и скандалов, наказаний и проклятий, лучше установите причину, а затем приступайте к ликвидации последствий.

И не забывайте, что каждому подрастающему человеку нужно ощущать поддержку. Подросток должен знать, что в каждой ситуации он может подойти к вам, рассказать о своей проблеме или поделиться собственным мнением. Только построив доверительные отношения с ребёнком, вы сможете вздохнуть с облегчением и не так сильно переживать из-за вопроса, что делать, если ребёнок попробовал курить.

Причины развития алкогольной зависимости среди подростков.

Причиной алкоголизма среди подростков может служить не только отсутствие воспитания и вседозволенность. Под пагубное влияние часто попадают дети из благополучных семей. Послужить этому могут многие факторы.

Подростковый алкоголизм во всем мире с каждым годом становится все более актуальной проблемой

Семейные праздники. Обычно домашние застолья и торжества сопровождаются распитием алкогольных напитков. Именно с бокалом вина или рюмкой водки произносятся тосты и многочисленные пожелания. Взрослые находятся в приподнятом настроении, шутят, смеются. Дети зачастую не понимают, что причиной  веселья является не только повод застолья, но и принятый алкоголь. Так и формируется ассоциация праздника с алкоголем.

Некоторые родители предлагают своему ребенку выпить немного вина или пива, мотивируя это тем, что лучше пусть попробует дома под присмотром взрослых, чем на улице в компании. Конечно же, они делают это из лучших побуждений. Для некоторых детей вкус алкоголя будет настолько не приятен, что в дальнейшем не возникнет желание выпивать. Таким образом, взрослые считают, что это своего рода профилактика алкоголизма. Но на самом деле для многих подростков это становится своеобразным признанием того, что они взрослые и могут делать все, что захотят.

В период взросления юноши и девушки пытаются подражать другим людям. Это могут быть родители, и, наблюдая за их жизненным укладом, они могут решить, что выпивать не так уж плохо. У многих подростков есть кумиры среди звезд и публичных людей. Когда они видят их с бокалом алкогольного напитка, подсознательно стремятся быть похожими. А иногда молодые люди стараются подражать более популярным ребятам из своей компании.

Отсутствие внимания со стороны родителей так же может привести к увлечению спиртным. Очень часто в неблагополучных семьях нет места воспитанию, и дети предоставлены сами себе. В результате они большую часть времени проводят на улице порой не в лучшем обществе, распивая спиртные напитки.

Причин формирования алкоголизма среди школьников может быть большое количество, поэтому необходима грамотная профилактика этой пагубной зависимости.

В первую очередь этим должны заниматься родители и начинать нужно со своего образа жизни. Если ребенок регулярно наблюдает бытовое пьянство взрослых, то невольно начинает принимать это как норму жизни. Нет ничего хорошего в совместных застольях с употреблением спиртного. У подростков формируется не правильное отношение к алкоголю. Они должны видеть, что можно жить интересно без горячительных напитков, что таким способом не решаются проблемы, а только усугубляются.

Очень важно среди подростков распространять информацию о комфортной и счастливой жизни без дополнительных допингов. Достаточно успешна профилактика алкоголизма на примере окружающих людей. Спившийся сосед может не произвести нужного эффекта, а вот история публичного человека может затронуть. Пусть подросток просмотрит передачу или документальный фильм о судьбах известных личностей, жизнь которых сложилась плачевно из-за пристрастия к спиртному. Как достигалась слава и популярность в период трезвости, и чем это все закончилось из-за алкоголизма.

Среди молодых людей бытует мнение, что бутылочка пива или слабоалкогольного напитка не может нанести вред их здоровью. Но в подростковом периоде организм еще не полностью сформирован, и привыкание происходит очень быстро. Соответственно высок риск алкоголизма.