Консультации специалистов
 

Государственное учреждение образования
«Социально-педагогический центр Слонимского района»

РусскийБеларускiEnglish
Карта сайта Электронное обращение На главную

Меню

Главная
Skip Navigation Links

Горячие новости

 

 15.09.2022  Семинар для заместителей директоров по ВР, специалистов СППС учреждений образования.

подробнее...

 

 15.09.2022  Семинар «Современные подходы к разработке политики по защите прав и законных интересов несовершеннолетних»

подробнее...

 

 05.09.2022  Практическое занятие "Я и дорога"

подробнее...

 

 02.09.2022  Диспут "О взаимоотношениях юношей и девушек"

подробнее...

 

 31.08.2022  Акция "Соберем детей в школу"

подробнее...

Контактная информация

Адрес: 231800, Гродненская обл., г. Слоним, ул. Тополевая, 33-2
Телефон: 8(01562) 2-53-63
Электронная почта: 

Регистрационное свидетельство

в БелГИЭ №122612 от 22.12.2015

Регистрационное свидетельство

в НИРУП "ИППС" №4141815372 от 26.04.2018

Cтатистика посещений

Яндекс.Метрика

 

Подарите семью детям

     Семья - основа всех основ. Эту истину мы повторяем из века в век Будет прочной каждая отдельно взятая семья - будет процветать и государство. Именно в семье закладывается мощный духовный потенциал, который начиная с детских лет и на протяжении всей последующей жизни, подталкивает человека к созиданию. Какое огромное счастье, когда у человека есть семья, есть поддержка и опора в жизни. Однако так бывает не у всех. Случается так, что в результате различных событий, дети остаются без попечения родителей.

   Существует множество возможностей проявить заботу о детях, попавших в тяжелые жизненные условия, о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. Можно принять участие в жизни детей, привезти ставшие ненужными вещи в детский дом или детский социальный приют, помочь в благоустройстве детских учреждений, где сироты  живут и воспитываются, а можно стать для одного или нескольких таких деток второй мамой. Это важный и ответственный шаг. И если вы полны сил и в вашей семье всем хватит места и тепла, станьте приемными родителями.

   Приемная семья - форма воспитания ребенка (детей) в семье на дому. Лиц, создавших приемную семью, называют приемными родителями. Обычно в приемную семью передают детей, если не удается найти ему опекунов или усыновителей. Такая семья заменяет пребывание ребенка в детском доме или приюте на домашнее воспитание. Срок помещения ребенка в семью определяется договором и может быть разным. Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать 4 человека. Приемному родителю выплачивается зарплата и засчитывается трудовой стаж, а также предоставляется ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск.

   На ребенка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются различные льготы.

     Приемным родителем может стать любой гражданин Республики Беларусь, достигший возраста 18 лет, одинокий или состоящий в браке. Приемными родителями не могут быть лица, имеющие судимость, лишенные либо ограниченные в родительских правах, а также лица, в отношении которых было принято решение об отмене усыновления, о признании недееспособности или ограничении дееспособности, или которые были отстранены от обязанностей опекуна /попечителя.

     Чтобы стать приемным родителем необходимо пройти специальный подготовительный курс. Специальная обучающая программа поможет лучше понять особенности поведения ребенка, принципы формирования привязанности и постоянства в отношениях между ребенком и приемным родителем.

   На 01.01.2021 в Слонимском районе функционирует 13 приемных семей, в которых воспитывается 31 ребенка, 2 детских дома семейного типа, в которых воспитывается 18 несовершеннолетних и 44 опекунских семьи, в которых воспитывается 59 детей/

     Если Вы решитесь на этот непростой шаг, то задайте себе несколько простых вопросов. Все ли члены семьи поддерживают Ваше желание создать приемную семью? Появление приемного ребенка в семье - это всегда изменение уклада и образа жизни семьи. Имеете ли Вы достаточные жилищные и экономические условия? Не подведет ли Вас здоровье? Нагрузки по дому придется совмещать с привыканием к ребенку и стремлением сохранить хорошие взаимоотношения со всеми членами семьи.

       И если вы убеждены, что семья должна быть у каждого ребенка, и вы не боитесь трудностей в воспитании, знаете, что каждого ребенка нужно принимать таким, каков он есть, и каждому можно помочь, вы полны сил и в вашей семье хватит места всем, приходите к нам и становитесь приемным родителем.

       По вопросам создания приемной семьи можно обратиться в сектор охраны детства управления образования Слонимского райисполкома каб.105, контактный телефон (801562)2-74-01, а также в государственное учреждение образования "Социально-педагогический центр Слонимского района" по адресу: г.Слоним, ул.Тополевая, 33, контактный телефон (801562)2-53-63.

Законодательные нормы системы защиты детей от насилия в Республике Беларусь

      Жестокое обращение с детьми, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред здоровью, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия. Часть детей – жертв насилия – после применения к ним физического, сексуального насилия или развращения, психического (эмоционального) и пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость), погибает, у большинства появляются серьезные отклонения в психическом и физическом развитии, в эмоциональной сфере.Оcновными международными документами, защищающими права детей, являются Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года и Конвенция о правах ребенка, также принятая Генеральной Ассамблеей ООН через 30 лет.

Как отмечается в ст.6 Конвенции, неотъемлемым правом ребенка является право на жизнь. Но, как говорит статистика, большое количество детей становятся жертвами различных видов насилия. Но если страдают дети, кто должен нести за это ответственность?

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и гражданского права.Конкретно права детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов насилия закреплены (кроме Декларации и Конвенции) в Законе РБ «О правах ребенка», КоБС, УК РБ и КоАП.  В Беларуси дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц. При этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в КДН, органы опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

Нормы законодательства разделяют все антиобщественные действия (или бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, на 4 условные группы:

1.​ Против жизни и здоровья (убийство, доведение или склонение к самоубийству, истязание, умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев, причинение тяжких телесных повреждений и т.п.)

2.​ Опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности, заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.)

3.​ Нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование, насильственные действия сексуального характера, развратные действия и др.)

4.​ Нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение, доведение до состояния опьянения, уклонение родителей от содержания детей, злоупотребление правами опекуна и попечителя и т.д.)

Стоит отметить, что в белорусском законодательстве совершение любого преступления или правонарушения может расцениваться, как отягчающее обстоятельство в отношении:

−​ заведомо малолетнего лица (до 14 лет);

−​ находящегося в беспомощном состоянии, в материальной, или иной зависимости от виновного;

−​ вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях:

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей. Если несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, совершают правонарушения или преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения виновными указанного возраста, то наказание может быть назначено их законным представителям (влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин).

Кроме того, все граждане старше 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности, если вовлекают несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, покупая ему алкогольные напитки или иначе склоняя к употреблению алкоголя либо каких-либо одурманивающих веществ (статья 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего во антиобщественное поведение - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин).

За умышленное причинение ребенку телесных повреждений, имевших незначительные кратковременные последствия, наказание наступает для лиц старше 14 лет (статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин или административный арест).

Если же последствия оказались более тяжелыми, в действие вступает Уголовный кодекс Республики Беларусь. Там установлены следующие наказания за нанесение ребенку телесных повреждений:

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (опасные для жизни и здоровья и вызывающие расстройство здоровья на срок свыше 4 месяцев) -наказывается ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от четырех до восьми лет.

Статья 149. Умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (не опасных для жизни, но вызывающих расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев) -наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом со штрафом или без штрафа, или ограничением свободы на срок до трех лет со штрафом или без штрафа, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения (повлекшее расстройство здоровья продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель)наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок со штрафом или без штрафа.

Таким образом, к ответственности можно привлекать подростков старше 14 лет, допускающих насилие над младшими или слабыми детьми.

Однако, если повреждения нанесены по неосторожности или в состоянии аффекта, возможно смягчение наказания (статьи 150 и 155 УК). Степень тяжести любых телесных повреждений определяется только с помощью судебно-медицинской экспертизы.

Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154). Под истязанием понимается умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Это может быть. Это может быть лишение ребенка сна, пищи, длительное оставление его в темном, холодном помещении и т.д. Истязания осуществляются умышленно, то есть лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания (наказываются ограничением свободы на срок от одного года до трех лет со штрафом или без штрафа или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет со штрафом или без штрафа).

В отношении родителей и детей, педагогов и учеников отдельное внимание заслуживают суицидальные попытки. Доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.) влечет за собой также уголовную ответственность (ч.2 ст.145) -наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от одного года до пяти лет.

Глава 20 УК РБ (Преступления против половой неприкосновенности или половой свободы) и глава 21 (Преступления против уклада семейных отношений и интересов несовершеннолетних) предусматривают свои санкции наказания против действий, заведомо направленных против несовершеннолетних.

 

«Влияние семейных конфликтов на детей»

  В любой семье есть разногласия, единственное отличие – это способность их решать. К большому сожалению, при возникновении конфликтных ситуаций между взрослыми больше всех страдают дети.

     Влияние семейных конфликтов на детей можно разделить на несколько вариантов:

  Первый. Ребенок – объект эмоциональной разрядки родителей.  Подобное смещение наблюдается в тех случаях, когда конфликтная ситуация долгое время остается неразрешенной и сопровождается чувством раздражения и неприязни. Особенно часто это происходит, когда ребенок похож на кого-то из родителей либо внешностью, либо чертами характера. Тогда эмоциональное восприятие ребенка, оценка его поведения и поступков во многом обусловливаются отношением родителей друг к другу. Родители как бы перестают видеть своего ребенка таким, какой он есть. У них появляется косвенная возможность для взаимных претензий и обвинений. Обращаясь с резкими замечаниями к ребенку, вымещая на нем свое раздражение и враждебные чувства, родители тем самым уменьшают напряженность в своих отношениях. А для ребенка это становится психотравмирующей ситуацией, поскольку родители, создавая видимость, что воспитывают ребенка, пытаются воспитывать друг друга, проявляя к ребенку нетерпимость, максимализм, недоверие и физические наказания, то есть все то, что неосознанно им хотелось бы выплеснуть на своего  партнера.

  Оказываясь в эпицентре неразрешенного родительского конфликта, ребенок не только сам испытывает душевное потрясение, невольно становясь объектом эмоциональной разрядки супругов, но и еще больше разъединяет их.

 Второй вариант. Ребенок –  орудие разрешения семейных споров. Неудовлетворенная своими отношениями с отцом мать компенсирует свое нервное напряжение на ребенке, провоцируя проявление у него эмоциональных и поведенческих нарушений. Отец же, недовольный  поведением ребенка, пытается ужесточить свои требования, что, однако, встречает противодействие матери, усиливая ее отрицательные чувства к мужу. В результате в обоих случаях ребенок переживает из-за того, что он не может быть самим собой, найти признание, любовь и понимание в семье. Вместо этого он должен быть во всем «хорошим» и беззаветно любить и уважать родителей так, как этого хочется им.

  Стремясь отстоять свою независимость,  родители выбирают для самоутверждения своего ребенка и разрывают тем самым его любовь на неравные части. Часто родители усугубляют и без того тяжелое положение провокационным вопросом: «Ты кого больше любишь: меня или папу (маму)?» В подобной ситуации дети пытаются справиться с противоречиями на свой лад. Они разными путями приспосабливаются к новым отношениям в семье.

    Ребенок один раз выступает за папу, а другой раз – за маму, потому что хочет дружить и с тем и с другим. А такой способ поведения является толчком к эгоизму и лицемерию, так как ребенок быстро учится извлекать из конфликта свою выгоду. Подобное случается особенно часто, когда один из родителей или оба жалуются ребенку и стараются снискать его расположение подарками и поощрениями. При этом у ребенка складывается ощущение вседозволенности, ибо то, что запрещает отец, разрешает мать, и наоборот.

  Родители, в отношениях которых образуется трещина, невольно превращают ребенка в орудие борьбы, а иногда и мести. Происходит это  до того момента, пока ребенок социально и психологически созреет, чтобы разобраться в перипетиях отношений взрослых, он впитывает в себя все и хорошее и плохое, становясь своеобразным зеркалом, отражающим все, что происходит в семье.

   При этом у некоторых детей развивается склонность к цинизму, они становятся недоверчивыми, замыкаются в себе. У кого-то это порождает преждевременный сексуальный интерес и преувеличенную самоуверенность. Реакция со стороны ребенка в ответ на семейный конфликт может быть непредсказуемой. Но, как правило, это появление эмоциональных расстройств в виде возбудимости, беспокойства, сниженного фона настроения, нарушений сна и аппетита. Кроме того, дети страдают от своего бессилия что-либо изменить во взаимоотношениях родителей. Они становятся упрямыми, легковозбудимыми или, наоборот, заторможенными в эмоциональных и поведенческих реакциях. И только когда их состояние становится довольно тяжелым, это заставляет взрослых обратить на ребенка внимание и искать помощи у врача.

     Дети из конфликтных семей выходят с глубокими внутриличностными проблемами. У них формируются определенные черты характера: неуверенность в себе, замкнутость и нелюдимость, безразличие, агрессивность. Формируется сценарий поведения в межличностном взаимодействии, что проявляется во взрослой жизни, в созданных семьях и на их собственных детях.

Какие же способы снятия конфликта в семье существуют:

1. Прежде всего, необходимо установить причину конфликта,  услышать друг друга, правильно понять. Чаще всего причина обрастает несуществующими претензиями и придирками, за которыми не видно истинного смыла. Пусть сначала говорит инициатор конфликта - обиженная сторона. Часто  претензии - это своеобразный зов о помощи, тем более что чаще именно инициатор хочет наладить отношения в семье.

2. Конфликт - это не повод оскорблять или стараться унизить другого. Конфликт должен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы, установлению доброжелательной обстановки в семье. И не забывайте конфликт – это не битва. И поэтому победа здесь не важна, а важно наладить взаимоотношения в семье. Лучше обсудить ошибки и просчеты,  а не личные недостатки друг друга. Постарайтесь  избегать агрессивного поведения и повышенного эмоционального тона, и вам  будет  легче договориться.

3. В конфликте держитесь существа разногласий, не отвлекайтесь от обсуждения темы, не пытайтесь сразу выяснить все проблемы. Обсуждайте самую больную точку отношений, обстоятельно разберите все нюансы и ошибки. Не высмеивайте мнение супруга, даже если оно кажется вам нелепым и абсурдным.

4. Ищите компромисс. Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не имеют желания, а иногда и не могут уступить. Поэтому часто конфликт долго не угасает. Порой для выхода из ситуации необходимо хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга.

5. Проявите чувство юмора. Иногда это помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Порой просто необходимо промолчать или проигнорировать выпад супруга. Имейте мужество признать ошибку, если вы ее допустили, сделайте над собой усилие и извинитесь. Не обостряйте конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.

        Какой бы благополучной ни была ваша семья, избежать конфликтов вряд ли получится. Расхождения во взглядах, как правило, неотвратимы. Важно - не уходить от ссор, а учиться решать их конструктивным путем. Вместо вопроса: "Кто виноват?", лучше задуматься: "А как нам поступить?"

    Если же ребенок стал свидетелем конфликта или его участником, важно с ним поговорить: сказать, что его любят оба родителя, объяснить, что ссора не разрушит семью и отношение к нему. Понаблюдать за эмоциональным состоянием ребенка после семейной ссоры. При изменении поведения или настроения, больше с ним проводить времени, показывая свою любовь и заботу, восстанавливая пошатнувшееся чувство безопасности и душевного равновесия.

 Ну, а если конфликт затянулся, и вы не может найти выход из сложившейся ситуации специалисты нашего Центра готовы оказать вам консультативную помощь. Ждем Вас по адресу: г. Слоним, ул. Тополевая, 33, конт. телефон 2-53-63

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Эти конституционные нормы получили свое развитие в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье.

Семья является естественной средой для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей, в связи с чем, признается, что семья обладает самыми широкими возможностями для защиты детей и обеспечения их безопасности. В тоже время семья может способствовать созданию негативных предпосылок в развитии детей.

В последние годы в Беларуси произошли значимые изменения в подходах к работе с семьей. Переломный момент наступил 24 ноября 2006 г. с принятием специального Декрета Президента Республики Беларусь N 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях", который стал первым нормативным актом, призванным комплексно, с привлечением органов государственной власти, трудовых коллективов и общественных организаций решать проблему социального сиротства. Его принятие стало серьезным шагом в создании системы работы по защите прав и законных интересов детей, повышении ответственности родителей за их воспитание. 

Основной причиной семейного неблагополучия является:

  • злоупотребление спиртными напитками, и, как следствие, длительная безработица родителей, низкий материальный достаток, ненадлежащее исполнение родителями обязанностей по воспитанию и содержанию детей, антисанитария;

  • совершение несовершеннолетними правонарушений и иных антиобщественных действий;

  • отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, семейно-бытовые скандалы, жестокое обращение с детьми;

  • иные причины (оставление детей без присмотра, родители лишены родительских прав в отношении старших детей, родители ведут асоциальный образ жизни и т.п.).

Именно такие семьи должны быть своевременно выявлены.
В связи с этим, основные усилия в работе по оказанию помощи детям из неблагополучных семей направлены на лечение родителей от алкогольной зависимости, проведение профилактической работы, приведение жилья в удовлетворительное состояние, создание безопасных условий по месту проживания детей.

Декрет N 18 существенно изменил процедуру работы с неблагополучными семьями. И в настоящее время в Беларуси сложилась следующая практика выявления и работы с неблагополучными семьями (с учетом норм Декрета N 18).

Первый этап - это выявление ребенка, находящегося в социально опасном положении. Информация о несовершеннолетнем, находящемся в сложной ситуации, может поступить в отдел образования:

- из дошкольного учреждения, школы, которую посещает ребенок;

- от медицинских работников детских поликлиник, больниц и ФАПов;

- из социально-педагогического учреждения, территориального центра социального обслуживания населения;

- от сотрудников органов внутренних дел;

- из суда, прокуратуры, нотариальной конторы;

- от родственников, соседей, знакомых семьи и ребенка.

Таким образом, практически все ведомства, работающие с детьми, ориентированы на раннее выявление неблагополучия ребенка. Ведущую роль в этом процессе играют дошкольные учреждения и медицинский персонал.

Второй этап - принятие решения о статусе ребенка и постановка его на учет. После выявления опасности для жизни и здоровья несовершеннолетнего и для организации дальнейшей работы с ним дети должны быть поставлены на учет. Решение о признании несовершеннолетних находящихся в социально опасном положении выносит совет профилактики или педагогический совет общеобразовательной школы либо дошкольного учреждения. После придания ребенку статуса находящегося в социально опасном положении школа (дошкольное учреждение) разрабатывает и утверждает индивидуальный план защиты ребенка (с привлечением специалистов из иных министерств). Данный план в обязательном порядке согласовывается и подписывается представителями ведомств, включенных в него в качестве исполнителей.

Следующим этапом работы является организация помощи в реабилитации семьи в интересах ребенка. Используются различные формы и методы: посещения семьи педагогическими работниками; консультации психологической службы; оказание материальной и правовой помощи; работа по профилактике алкогольной зависимости с привлечением медицинских работников, ходатайство о трудоустройстве. 
Если, принимаемые на раннем этапе меры, не дают положительных результатов, районными комиссиями по делам несовершеннолетних, по ходатайству учреждений образования при наличии достаточных оснований принимается решение о признании детей, проживающих в условиях семейного неблагополучия, нуждающимися в государственной защите и отобрании их у родителей на срок до полугода. 

Четвертый этап - определение временного вида попечения для ребенка. С момента принятия решения об отобрании ребенка КДН формирует специальную комиссию, в состав которой включаются участковый инспектор милиции территориального органа внутренних дел по месту проживания ребенка, педагог социальный, педиатр, работники КДН и другие специалисты. После отобрания ребенка указанной комиссией у родителей несовершеннолетний может быть помещен либо в детский социальный приют, либо в случае, когда ребенку еще не исполнилось трех лет, - в соответствующую организацию здравоохранения.

В дальнейшем работа с ребенком и его родителями строится представителями различных учреждений в рамках межведомственного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите.

Пятый этап - работа с родителями. В Декрете N 18 особое место уделено работе с родителями (как работающими, так и неработающими), у которых дети отобраны, и вследствие этого они приобретают статус обязанных лиц.

Неработающие родители с момента отобрания ребенка берутся на учет в органах внутренних дел для профилактического наблюдения и в установленном порядке подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации (п. 6 Декрета N 18).

В паспорта таких родителей, после возникновения у них обязанности возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, проставляется отметка об обязанности этих лиц возмещать расходы.

Обязанность возмещения расходов по содержанию детей возникает со дня помещения ребенка на государственное обеспечение, а прекращается после полного погашения расходов по содержанию детей, а также в случае смерти последнего родителя, являющегося обязанным лицом, объявления его умершим, признания безвестно отсутствующим, недееспособным либо в связи с наличием у родителя заболевания, предусмотренного перечнем заболеваний, при наличии которых родители не могут выполнять родительские обязанности, утверждаемым Министерством здравоохранения Республики Беларусь (п. 9 Декрета N 18).

За несовершеннолетних родителей эти расходы возмещаются их родителями (усыновителями), а при их отсутствии или неполном погашении - самими несовершеннолетними родителями после достижения ими совершеннолетия либо с момента приобретения ими до достижения совершеннолетия дееспособности в полном объеме.

Расходы по содержанию детей не возмещаются родителями, признанными недееспособными, а также родителями, которые не могут выполнять родительские обязанности по состоянию здоровья согласно перечню заболеваний, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, на основании заключения врачебно-консультационной комиссии, выданного государственной организацией здравоохранения (п. 8 Декрета N 18).

Особое место в Декрете N 18 отведено трудоустройству родителей после изъятия у них детей. Основную работу при этом выполняют сотрудники органов внутренних дел.

Судебное постановление о трудоустройстве в течение трех рабочих дней после его вынесения направляется в орган внутренних дел и орган по труду, занятости и социальной защите по месту жительства обязанного лица, а в случае, если место жительства у этого лица отсутствует, - по последнему известному месту жительства и подлежит немедленному исполнению. Орган по труду, занятости и социальной защите обязан в течение трех рабочих дней определить одну или несколько организаций для трудоустройства обязанного лица (ч. 1 и 2 п. 14 Декрета N 18).

Обязанное лицо должно явиться в организацию для трудоустройства и приступить к работе не позднее дня, следующего за днем получения направления органа по труду, занятости и социальной защите (ч. 3 п. 14Декрета N 18).

В случае неявки неработающих трудоспособных обязанных лиц в органы по труду, занятости и социальной защите и в организации для трудоустройства органы внутренних дел выносят этим лицам официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения и при необходимости обеспечивают их явку (доставку в случае обнаружения этих лиц по результатам розыска) в указанные органы и организации (ч. 5 п. 14Декрета N18)

Крайней мерой, применяемой в ситуации, когда защитить права и интересы ребенка другим путем невозможно, является лишение родительских прав. Для применения данной меры достаточно одного из оснований, хотя на практике возможно сочетание нескольких из них (уклонение родителем от воспитания и (или) содержания ребенка, наряду с аморальным образом жизни родителя, оказывающим вредное воздействие на ребенка).

Прекращение правовой связи между ребенком и родителями в результате лишения родительских прав носит односторонний характер, поскольку ребенок сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителем и другими родственниками, а родители лишаются всего комплекса родительских прав, при этом обязанность содержать ребенка сохраняется.

В соответствии со ст. 85 КоБС суд может принять решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органа опеки и попечительства, без лишения родительских прав, если оставление ребенка у лиц, у которых он находится, опасно для него. В исключительных случаях при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенка у родителей или других лиц, на воспитании которых он фактически находится. В этих случаях орган опеки и попечительства обязан немедленно уведомить прокурора и в семидневный срок после принятия решения обратиться в суд с иском о лишении родителей или одного из них родительских прав или об отобрании ребенка. Отобрание детей без лишения родительских прав производится в том же порядке, что и лишение родительских прав.

Отобрание детей без лишения родительских прав регламентировано также Декретом Президента Республики Беларусь № 18. Декрет предусматривает отобрание ребенка без лишения родительских прав в случае ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей и нахождением в связи с этим детей в социально опасном положении. При этом не имеет значения, чем вызвано ненадлежащее выполнение родителями своих обязанностей и есть ли в этом их вина. Определяющим фактом является нахождение детей в социально опасном положении.

Лишение родительских прав и отобрание детей без лишения родительских прав не является бесповоротным. Цель восстановления в родительских правах заключается в восстановлении естественной и необходимой для детей связи с их матерью или отцом. К тому же возможность восстановления в родительских правах является серьезным стимулом для изменения ими своего отношения к жизни, общепринятым правилам семейной и общественной жизни и понимания, что нет более почетной миссии, чем быть родителями, проявлять заботу, любовь к своим детям и помнить, что все хорошее начинается в семье.

Решение вопроса о восстановлении в родительских правах находится в компетенции районного суда по месту жительства (нахождения) ответчика. Инициатива рассмотрения данного вопроса может исходить только от родителей (родителя), лишенных родительских прав, которым необходимо проявить особую заинтересованность и активность при представлении доказательств, подтверждающих, что удовлетворение заявленного иска соответствует интересам ребенка.

Чтобы избежать всех вышеперечисленных последствий родители не должны допускать ситуации, где страдают их дети. Именно семейная микросреда, образ жизни, стиль взаимоотношений в семье определяют развитие и формирование личности ребенка.